10 Задача ИИ — Как Искусственный Интеллект может быть закреплен в компании

Аннотация

В этой главе вы увидите, что модель 3 горизонтов предоставляет вам важный инструмент для проверки текущего состояния использования ИИ в вашей компании. Основываясь на этом, вы можете сформулировать конкретные задачи для инициации деятельности на уровнях горизонтов 2 и 3 для выявления стратегического потенциала Искусственного Интеллекта для вашей компании. Представленная карта зрелости ИИ предоставляет вам очень полезный инструмент для анализа вашей зрелости ИИ. Помимо основ ИИ, вы также фокусируетесь на областях применения Искусственного Интеллекта в вашей компании. Результаты карты зрелости ИИ являются отправной точкой для вашего пути ИИ. Вы найдете ориентиры, четкие руководства и полезные инструменты для разработки пути ИИ для вашей компании. Вы увидите, что необходимо для успешного решения задачи.


10.1 Модель 3 горизонтов как основа для ориентации

Примеры применения ИИ, обсуждавшиеся ранее, демонстрируют огромный потенциал стратегического развития во всех отраслях. Здесь — на ограниченное время — открывается захватывающее стратегическое окно возможностей для использования новых рыночных возможностей. Его следует использовать, если вы, как уже существующий поставщик, не хотите быть подавлены новичками в ИИ. Цель состоит в систематической проверке актуальности внутренних областей действия ИИ. Для этого крайне важно, чтобы вы осознавали последствия соответствующих изменений.

Для этого вы можете использовать модель 3 горизонтов (ср. рис. 10.1; Baghai, Coley, & White, 2000, с. 5–17; Blank, 2015; Kreutzer, Neugebauer, & Pattloch, 2017, с. 77f.; Kreutzer, 2019, с. 78–85). Комплексная интеграция ИИ в продукты, услуги, процессы и, возможно, целые бизнес-модели требует, с одной стороны, стратегических изменений в высшем руководстве. С другой стороны, необходимы всеобъемлющие знания об ИИ в организации. Кроме того, необходимо создать определенные рамки для достижения успеха с помощью Искусственного Интеллекта. Используя


Рисунок 10.1 Базовая концепция модели 3 горизонтов. Источник: Адаптировано из Baghai et al., (2000, с. 5) и Blank (2015)

Рисунок 10.2 Модель 3 горизонтов для стратегического анализа интеграции ИИ (Рисунок авторов)

модель 3 горизонтов, вы можете проверить степень интеграции деятельности ИИ в вашу компанию — или нет.

Соответствующее содержание бизнес-моделей, расположенных на разных горизонтах, следующее (ср. рис. 10.2):

• Бизнес-модели горизонта 1

Бизнес-модели горизонта 1 описывают текущее состояние компании. Существующая бизнес-модель отображается и выполняется. Основное внимание уделяется генерируемой выручке и денежным потокам. Наконец, они также являются предпосылкой для финансирования инновационной деятельности, связанной с ИИ. Этот основной бизнес должен быть расширен и/или защищен на уровне горизонта 1 при необходимости. В этих (часто зрелых) бизнес-моделях,

инкрементальные улучшения процессов, продуктов и/или услуг должны осуществляться путем избирательной интеграции Искусственного Интеллекта для поддержки роста существующей бизнес-модели и обеспечения ее рентабельности.

• Бизнес-модели горизонта 2

Уровень горизонта 2 исследует, какие инновации в бизнес-моделях могут поддерживать деятельность на уровне горизонта 1. Новые инициативы в бизнес-моделях, возникающие из этого процесса, часто строятся на основе существенных инвестиций. Эти бизнес-модели уже могут генерировать первоначальную прибыль, хотя их бизнес-пик часто не будет достигнут в течение следующих четырех-пяти лет. Здесь может быть принято решение об использовании ИИ, выходящем за рамки инкрементальных оптимизаций.

• Бизнес-модели горизонта 3

Бизнес-модели горизонта 3 являются высокоинновационными (часто также прорывными) и представляют собой подходы к совершенно новой бизнес-логике, которая становится возможной только благодаря концепциям ИИ. Они включают предиктивное техническое обслуживание, предиктивную полицию и использование виртуальных персональных помощников). Для разработки таких бизнес-моделей необходим углубленный анализ индивидуальных возможностей компании или групп клиентов (ср. Kreutzer, 2019). Этот анализ выходит далеко за рамки повседневной деятельности. На уровне горизонта 3 исследуются стратегические варианты прорывных изменений, а идеи трансформируются в конкретные модели; Искусственный Интеллект здесь играет особую роль.

Модель 3 горизонтов показывает различные диапазоны инноваций в бизнес-моделях. Бизнес-модели горизонта 1 представляют собой существующую бизнес-логику, выполнение которой является основным направлением деятельности существующей организации и для которой особенно актуальны инкрементальные оптимизации. Это может быть улучшение обслуживания клиентов за счет расширенного использования ИИ в сервисном центре. Или внедрение маркетинговой автоматизации с поддержкой ИИ в систему CRM для ускорения и индивидуализации обслуживания клиентов компании электронной коммерции. На этом горизонте уровень инноваций остается относительно низким. На этом горизонте вы улучшаете только части существующей бизнес-модели. Таким образом, вы можете обеспечить и/или расширить существующие конкурентные преимущества. Кроме того, вам нужно проанализировать, работает ли ваша компания одновременно над бизнес-моделями горизонта 2 и горизонтом 3. Акцент делается на одновременности!

Ящик памяти

Модель 3 горизонтов обращает ваше внимание на особую стратегическую задачу. В то время как повседневные дела обрабатываются на уровне горизонта 1, ваша компания должна быть активна на уровнях горизонтов 2 и 3 параллельно, чтобы успешно формировать будущее.

Поэтому в управленческом языке прижился термин амбидекстрия. Речь идет просто о том, чтобы осваивать повседневный бизнес сегодня и не терять из виду будущее на горизонтах 2 и 3. Повседневные дела — это эксплуатация в смысле использования потенциала, который уже обработан. Горизонты 2 и 3 фокусируются на исследовании в смысле изучения новых бизнес-

области. В конце концов, цифровая эпоха ведет к все более быстрому появлению и исчезновению бизнес-моделей. Искусственный Интеллект является дополнительным ускорителем для этой цели.

Резюме

• Модель 3 горизонтов предоставляет вам важный инструмент для проверки текущего состояния использования ИИ в вашей компании.

• Вы также можете формулировать конкретные задачи для инициации деятельности на уровнях горизонтов 2 и 3, чтобы выявить стратегический потенциал Искусственного Интеллекта для вашей компании как можно раньше.

• Если вы не дадите импульс для пути ИИ вовремя, вам не придется покидать рынок сегодня и завтра, но во многих отраслях вам наверняка придется покинуть его послезавтра.


10.2 Оценка зрелости ИИ в вашей компании

Отправная точка любой стратегии ИИ — это четкое определение местоположения, даже если результаты не вызывают энтузиазма. Для этой цели используется карта зрелости ИИ, показанная на рис. 10.3. Проводится различие между основами ИИ и областями применения ИИ. Основы ИИ должны быть проанализированы для всех компаний по четырем упомянутым измерениям. Соответствующие области применения ИИ должны быть определены в соответствии с предприятием. Эти области — в данном случае — могут включать области обслуживания клиентов, маркетинга/продаж, предоставления услуг и производства. В зависимости от фокуса компании, это может также включать сектор технического обслуживания, человеческие ресурсы или другие области. Перед использованием карты зрелости ИИ следует проверить, отражает ли она уже области применения, важные для вас. При необходимости вы можете добавить новые области или удалить существующие.

Ящик памяти

Важно проверить каждую связь в вашей цепочке создания стоимости, чтобы увидеть, может ли использование Искусственного Интеллекта сократить затраты и/или генерировать дополнительную ценность для клиентов, поставщиков и/или самой компании.

Содержание отдельных областей карты зрелости ИИ приведено ниже. Используя карту зрелости ИИ, вы определите степень, в которой описанное содержание уже существует в вашей компании (основы ИИ) или используется (приложения ИИ). В ходе анализа вы можете назначить значения от 0% (недоступно, не определено, не внедрено) до 100% (полностью доступно, полностью внедрено, используется в повседневной деятельности).

Анализ наличия основ ИИ

• Цели ИИ/стратегия ИИ

В начале вы проверяете, сформулированы ли жизнеспособные цели для использования Искусственного Интеллекта в вашей компании в отношении содержания, объема и временной и пространственной привязки. Без соответствующей формулировки целей деятельность не может быть успешно согласована. Поэтому проверьте, в какой степени стратегия ИИ уже существует. Здесь можно определить, стали ли данные и их использование драйверами успеха в вашей отрасли — и если это уже отражено в ваших целях и стратегиях.

• Бюджет ИИ

На следующем этапе вы определяете, был ли выделен бюджет на разработку и использование Искусственного Интеллекта. Сумма бюджета — например, по сравнению с бюджетом на исследования и разработки или с оборотом и прибылью — говорит о том, является ли это "событием для мыши" в смысле инвестиции для галочки или стратегической инвестиции в будущие проекты.

• Сотрудники ИИ

Здесь вы можете узнать, есть ли у вас уже специалисты по ИИ (например, специалисты по данным, специалисты по ML) в штате вашей компании или вам приходится полагаться только на внешнюю поддержку. Вы оцениваете, насколько устойчивы собственные компетенции. Кроме того, вы анализируете, на каком иерархическом уровне и с какими задачами, компетенциями и обязанностями люди отвечают за задачи ИИ.

• Системы ИИ

Системы ИИ — это платформы машинного обучения, которые служат основой для собственных разработок. Системы, такие как Lucy или Albert, описанные в разделе 4.2.1, также могут использоваться для этой цели. Приложения, такие как Amazon Rekognition в разделе 4.2.6, которые могут быть интегрированы в ваши собственные приложения с использованием API, также являются частью описанного здесь ландшафта систем ИИ. Следует также проверить, используются ли базовые системы ИИ, предлагаемые платформами ИИ Amazon SageMaker (2019) и Microsoft Azure (2019). В дополнение к доступу к таким системам, вы

определить, какие потоки данных доступны для обработки в приложениях ИИ. Это малые данные из вашей собственной компании или большие данные, которые могут включать много других источников данных?

На этом этапе анализа карты зрелости ИИ также возникает вопрос о том, в какой степени существующие системы ИИ служат поддержке принятия решений или принимают независимые решения (без человеческого контроля). В худшем случае ваша компания полностью лишена таких систем — и у компании большое количество хранилищ данных и процессов.

Вы можете различать следующие значения для основ ИИ при оценке:

• 0–20%: Отсутствует

• 20–40%: Точечно

• 40–60%: В отдельных областях имеется — но все еще не связано

• 60–80%: Доступно во многих областях — частично связано

• 80–100%: Полностью связано по содержанию и структурно закреплено внутри компании.

Анализ наличия приложений ИИ

• Обслуживание клиентов

В этой области вы определяете — на основе определенных целей ИИ — поддерживаются ли значительные области обслуживания клиентов уже приложениями ИИ. Если все релевантные области применения поддерживаются решениями ИИ, вы можете назначить здесь 100%.

• Маркетинг/продажи

В маркетинге/продажах возникает вопрос, выявляются ли высокие потенциалы приложениями ИИ для сокращения потерь при привлечении. В ходе обслуживания клиентов решения ИИ могут поддерживать разработку следующих коммуникативных импульсов и переносить их в маркетинговую автоматизацию. Для этой цели можно проверить данные, связанные с клиентами, чтобы увидеть, могут ли быть выявлены определенные закономерности, указывающие на потенциал продаж (области применения предиктивной аналитики).

• Предоставление услуг

В этой области вы определяете степень, в которой услуги уже поддерживаются системами ИИ (например, распознавание лиц) или предоставляются независимо (например, цифровыми персональными помощниками или гуманоидными роботами).

• Производство

Здесь вы проверяете, в какой степени производство уже поддерживается решениями ИИ. Задачи варьируются от закупок, поддерживаемых ИИ, до планирования производства с оптимизированным контролем ресурсов с помощью ИИ, предиктивного технического обслуживания и оптимизированной передачи данных в дальнейшую логистическую цепочку с помощью ИИ. Если производство имеет большое значение в вашей компании, могут быть добавлены дополнительные оси к карте зрелости ИИ для анализа дальнейших производственных этапов.

Вы можете присвоить следующие значения областям применения ИИ при анализе:

• 0–20%: Нет использования или минимальные начала

• 20–40%: Рудиментарное внедрение

• 40–60%: Поддержка ИИ доступна

• 60–80%: Решения ИИ реализуются согласно оценке человеком

• 80–100%: Решения ИИ реализуются автоматически.

На стратегическом совещании или на основе опроса представителей соответствующей компании вы можете определить, как оценивается зрелость ИИ с самооценки (самооценка, внутренний образ). Для этого важно, чтобы респонденты осознавали, что это честная оценка. Обманывать себя — не правильный путь к решению этой важной задачи. Кроме того, очень полезно — а возможно, и очень болезненно — дополнить свой собственный образ образом других (внешний образ). Для этого можно использовать внешних консультантов для поддержки (сравнительного) определения зрелости ИИ. Именно "внешний" взгляд расширяет горизонты и помогает увидеть за пределами собственной компании и отрасли задачи, о которых вы не знаете.

Это также включает проведение анализа зрелости ИИ ваших наиболее важных конкурентов. Опять же, важно не ориентироваться только на ранее действовавшие отраслевые границы. Искусственный Интеллект, в частности, приведет к тому, что границы отраслей станут еще менее важными и размытыми. Новые конкуренты часто появляются не из своей отрасли, а являются творческими стартапами, которые просто пробуют что-то новое.

Результат анализа зрелости ИИ в идеале показывает, что ваша компания уже достигла лидерства в области ИИ. Или становится ясно, что сегодня ваша компания отстает. В любом случае, ответственные менеджеры должны теперь начать путь ИИ, чтобы энергично продвигать внедрение ИИ.

Резюме

• Использование карты зрелости ИИ для анализа вашей зрелости ИИ — это незаменимый первый шаг в разработке ИИ.

• Здесь вы можете систематически определить, создали ли вы уже основы для успешного использования Искусственного Интеллекта в вашей компании.

• Кроме того, вы можете распознать, в каких областях применения уже внедрен Искусственный Интеллект.

• На основе результатов карты зрелости ИИ, начните свой путь ИИ.

Предыдущая глава    Следующая глава

Другие статьи по этой теме: